Сайменский канал

Сайменский канал расположен в Выборгском районе Ленинградской области и на территории Финляндии. Это важная водная транспортная артерия, история которой насчитывает более 150 лет.

Сайменский канал, пассажирский корабль, лето, пейзаж, выборгский район

Содержание

  1. Описание
  2. История
  3. Шлюзы
  4. Мосты
  5. Рыбалка
  6. Отдыха

Общее описание канала

Длина – 57,3 километров (34 на территории России и 23,3 на территории Финляндии). Перепад высоты от устья до озера Сайма – 75,7 метров. Минимальная глубина фарватера – 5 метров, ширина (канала, наименьшая) – 34 метра. Есть отдельные участки с глубиной более 10 метров и шириной до 100 и больше.

По Сайменскому каналу могут проходить суда длиной до 82,5, шириной до 12,6 и осадкой до 4,35 метров. Допускается высота матч не более 24,5 метров. Через канал }есть 12 автомобильных мостов и два железнодорожных. Часть мостов являются разводными.

Стоит заметить, что Финляндия арендует часть российского участка Сайменского канала длиной 19,6 километров. Срок аренды – до 2063 года. Продолжительность навигации зависит от ледовых условий и каждый год разная. Обычно канал закрывают в январе и открывают в марте, но есть предложения о том, что при определенных условиях возможна круглогодичная эксплуатация.

Пропуская способность – более 11 тысяч судов и 4,6 миллиона тонн грузов. Движение по Сайменском каналу осуществляется круглосуточно, среди судов преобладают грузовые, но есть и пассажирские линии, а также частные яхты и катера.

Сайменский канал, бухта

История Сайменского канала

Предыстория. Первые попытки

Исторически всегда была необходимость водного сообщения между Финским заливом и озером Сайма, которое является частью огромной водной системы. Первые попытки построить судоходный канал предприняли еще в начале XVI века и в XVII. Были прорыты отдельные каналы небольшой длины, однако в целом проект провалился по причине нехватки денег и недостатка технических средств в те времена.

Это не позволило создать канал, так как уровень озера Сайма был выше на 75 метров, чем Финский залив или Балтийское море. Это требовало строительства гидротехнических сооружений (шлюзов), в противном случае канал бы превратился просто в быструю реку, по которой было бы очень затруднительно двигаться против течения.

Проектирование

Ситуация изменилась после того, как Финляндия вошла в состав Российской Империи после русско-шведской войны (1808-1809). Тогда развитию Финляндского княжества уделялось очень большое внимание и средств на это выделяли более чем достаточно. В 1834 году губернатор Выборгской губернии поднял вопрос о строительстве канала. Тут сказалось еще и то, что Санкт-Петербург испытывал нужду в пиломатериалах, которые в районе озера Сайма производили в избытке. В 1835 году инженеры Финляндии получили задания провести технические изыскания на предмет строительства канала.

Строительство Сайменского канала

Стройка началась в 1845 году, через год после утверждения проекта на высшем уровне. Стоит отметить, что по тем временам это была очень крупная стройка, одна из крупнейших. Да, сегодня строительство подобного сооружения не выглядит сложным, но в те времена пришлось привлечь шведских инженеров, так как у российских и финских просто не было строительства каналов через подобный рельеф местности.

Отдельно стоит отметить отличную организацию строительства Сайменского канала, которая сама по себе вошла в историю, а ряд нововведений потом стали широко применять по всей стране (организация работ, соцзащита, защита окружающей среды и т.д.). Впервые использовался порох, который был необходим для взрыва скал.

Всего прорыли 36 километров и 100 метров, длина канала составила 59,3 километра (22,2 километра пришлось на реки и озера). Построили 15 шлюзов, из которых пять были трехкамерными, три – двухкамерными, а остальные – однокамерными. Строительство завершилось 7 сентября 1856 года, на четыре года раньше, чем это было запланировано изначально.

Любопытно, что строительство Сайменского канала обошлось дешевле, чем был запланировано изначально (да, сегодня и в наших реалиях это кажется невозможным) – в 12 миллионов марок, которые окупились за 25 лет.

Сайменский канал, Финляндия

Период эксплуатации канала

Канал положительным образом сказался на состоянии экономики Финляндии (особенно восточной части). Здесь стоит отметить только одну цифру: более 70 процентов всего грузооборота по каналам приходилось именно на Сайменский. Через него вывозили огромное количество пиломатериалов, более 50% от всех, которые производились в Финляндии.

Вдоль канала был сделан бечевник (дорога, по которой шли бурлаки или лошади). Но уже в 1856 в Выборге было два парохода, которые регулярно курсировали по каналу, а к концу XIX века их суммарная численность достигла восьмисот (если считать и те, которые были на озере Сайма). В начале XX века через канал ежегодно проходило одиннадцать тысяч судов.

Отдельно стоит отметить живописную природу на берегах канала, благодаря чему здесь строили дачи многие богатые жители Санкт-Петербурга или Выборга. Да и в целом, туристическая инфраструктура здесь развивалась, на берегах озера Сайма создавали бальнеологические курорты, строили казино и другие объекты. В период туристического пика по каналу ежедневно ходило до двадцати семи пассажирских судов и это не считая частных яхт и катеров.

Канал после революции 1917

Как известно, после революции 1917 года Великое княжество Финляндское получило независимость, а отношения между СССР и независимой Финляндией с самого начала были крайне напряженными, что не могло не сказаться на эксплуатации Сайменского канала. Дачи покинули, количество пассажирских рейсов стало минимальным.

В 1927 году началась реконструкция каналов, в ходе которой планировали построить новые шлюзы. При этом навигацию не останавливали, новые шлюзы строили просто рядом со старыми. Однако, работы удалось завершить только на 40% из-за начавшейся в 1939 году Зимней войны.

В 1940 канал и Карельский перешеек отошли к ССР, но в 1941 Финляндия вернула себе эти земли до 1944 года. Теперь Сайменский канал окончательно отошел к СССР (имеется в виду современная российская часть), но в те времена движение судов по нему уже не осуществлялось.

Дальнейшая эксплуатация и аренда Сайменского канала

Переговоры о возобновлении эксплуатации канала начались в 1948 году. В 1954 году Финляндия предложила отдать ей в аренду часть канала. Соответствующее решение было подписано в 1962 году. Подобный подход объяснялся тем, что Финляндия была заинтересована в эксплуатации Сайменского канала гораздо больше, чем СССР.

В 1968 завершилась реконструкция и началась эксплуатация. После проведенных работ по каналу смогли проходить более крупные суда, также был перенес и фарватер (в районе Выборга). В 2012 году вступил в силу новый договор аренды.

Сайменский канал, грузовая баржа

Современная эксплуатация канала

Годовой грузооборот колеблется от 1,7 до 1,3 миллионов тонн, количество пассажиров постепенно уменьшается (около 20 тысяч человек в год). Про пассажиров стоит отметить, что на снижение их численности сказались визовые ограничения. В 2019 году завершились ремонтные работы, в ходе которых были заменены ворота шлюзов, теперь Сайменский канал может использоваться фактически круглый год.

Правовой режим имеет определенные особенности, в частности на территории РФ действуют законы России, но с рядом оговорок. Например, Финляндия может строить объекты инфраструктуры (необходимой для эксплуатации канала), но не может использовать природные ресурсы.

Пограничный контроль России осуществляется у шлюза «Пялли», таможенный у шлюза «Брусничное». Со стороны Финляндии пограничный и таможенный контроль происходит у причала «Нуйямаа». Таким образом, свободное перемещение по Сайменскому каналу на территории России без досмотров возможно только до первого шлюза.

Шлюзы Сайменского канала

Схема шлюзов Сайменского канала следующая:

схема шлюзов сайменского канала

На территории России находятся пять шлюзов, на территории Финляндии – три. Наибольший перепад уровня на последнем шлюзе «Мялкия» (12,4 метров).

Мосты через Сайменский канал

Всего через канал перекинуто 14 мостов, из них 7 находятся на территории России (шесть автомобильных и один железнодорожный). Самое важное значение из автомобильных мостов имеют два: через Гвардейский пролив, а также Павловский мост (трасса «Скандинавия»).  Стоит отметить, что периодически на этих местах ставят КПП, на которых проверяют паспорта.

Мост через Сайменский канал

Рыбалка на Сайменском канале

Объективно говоря, Сайменский канал плохое место для рыбалки. Сильно сказывается браконьерство, которое продолжается и по сей день. В канале водятся следующие виды рыб: щука, судак, окунь, плотва, ерш, уклейка, густера, лещ, налим, красноперка. Изредка могут встречаться и другие виды рыб, которые заплывают из Финского залива.

Наиболее интересные места для рыбалки на Сайменском канале (к которым есть свободный доступ) это Новинский залив (между Павловским мостом и шлюзом «Брусничное»), а также бухта Защитная (окончание канала). Но в целом, ехать сюда на рыбалку – плохая идея, крупной рыбы  практически нет, а если она и попадается, то очень редко.

Рыбалка Сайменский канал

Отдых и путешествия по каналу

На берегах Сайменского канала стоят садоводства, есть крупная база отдыха. В районе садоводств есть небольшие песчаные пляжи. С весны по осень есть круизы из Выборга и Санкт-Петербурга в Лаппеенранту. В ходе таких путешествий посещают и некоторые другие финские города, все зависит от выбранной программы, туроператоры предлагают разные туры.

Туры по Сайменскому каналу обычно занимают от 2 до 3 дней, есть комбинированные варианты, когда в Финляндию плывут по каналу, а обратно добираются на автобусе (что быстрее). Вообще, Сайменский канал достаточно интересное место. Это красивая природа, а на его берегах сохранилось много достопримечательностей (старые шлюзы, памятные знаки и памятники).

Видео:

На карте:

 

   Интересные места